С 1 сентября 2011 года все российские первоклассники начали учиться по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования. Главной особенностью новых стандартов является уход от содержания к требованиям. Другими словами, если предыдущий стандарт представлял собой перечень тем, которые должен усвоить ребенок, то новый стандарт - это трехуровневая система требований:
- к структуре образовательной программы;
- к результатам освоения программы;
- к условиям реализации программы.
Каждая школа разработала новую образовательную программу в соответствии с требованиями стандарта. Это своего рода обязательства учреждения, которые оно берет на себя. В структуре программы школы: программа духовно-нравственного воспитания и развития детей, программа формирования универсальных учебных действий (развитие личностных качеств ребенка, умение сотрудничать, ставить перед собой цели и достигать их, самостоятельно работать с информацией, использовать полученные знания на практике и другие действия), программа коррекционной работы, программа формирования здорового образа жизни, планируемые результаты и система оценки.
Если прежние стандарты были направлены на формирование знаний и умений школьников по определенным предметам, то новый стандарт ориентирует нас на то, что школа ответственна не только за узкопредметные знания, но и за развитие ребенка как личности. Итогом обучения должна будет стать совокупность результатов:
- личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.);
- метапредметных (универсальные учебные действия);
- предметных (система основных знаний).
Оценивается не то, что запомнил ребенок, а то, как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях. Наряду с традиционными устными и письменными работами у учеников появилась возможность «накопительной оценки» за выполнение тестов, проектов, различных творческих работ. Это могут быть рисунки, сочинения, наблюдения, аудио-, видеоработы, газеты, презентации, создание личного портфолио с коллекцией достижений ученика. Таким образом, ребенок, выйдя из школы, должен быть готов к жизненному и профессиональному самоопределению.
Раньше никто не вписывал в стандарты нормы, определяющие техническое оснащение учебного процесса, кадровые и финансовые ресурсы. В новом стандарте четко описываются требования к информационному пространству, материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, кадровым и финансовым условиям. Ответственность за создание условий несут в большинстве случаев государственные структуры. Проще говоря - это обязательства государства и муниципалитетов по отношению к системе образования.
С введением новых образовательных стандартов появилось новое направление в деятельности школы - внеурочная деятельность. Для реализации внеучебной деятельности на ступени начального общего образования отводится 10 часов в неделю на ученика. Эти часы распределены по 5-ти направлениям образовательно-воспитательной деятельности:
- спортивно-оздоровительное
- духовно-нравственное
- социальное
- общеинтеллектуальное
- общекультурное
Преимуществами данного компонента образовательного процесса является: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
С 1 сентября 2011 года все учащиеся первых классов нашего города, а это 2261перволклассник начали обучаться по новому Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Сегодня эти первоклашки перешли во второй класс. В 2012-2013 учебном году обучается по новым стандартам 4629 учащихся первых и вторых классов.
В течение учебного года проводилось повышение квалификации педагогических и управленческих кадров, приобретались учебные пособия, лабораторное и интерактивное оборудование. В результате 100% педагогов прошли курсовую подготовку для реализации ФГОС НОО. В течение учебного года для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений были организованы семинары, мастер-классы, проводились открытые уроки.
Были определены базовые образовательные учреждения- МБОУ СОШ № 3, 9, 32, гимназии № 1, 2, 3, начальная школа № 7. Опыт работы педагогов представлялся на уровне общеобразовательных учреждений –41 педагогом; на уровне муниципалитета - 16 педагогами; 31 педагог представил результаты своей работы на региональном образовательном форуме «Первые результаты введения ФГОС НОО в образовательных учреждениях Сахалинской области: проблемы и перспективы».
На начало этого учебного года в образовательных учреждениях 128 кабинетов начальных классов были оборудованы в соответствии с современными требованиями. Для всех первоклассников и второклассников были приобретены новые учебники в соответствии с федеральным перечнем учебников.
Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. В течение учебного года в образовательных учреждениях проводились диагностики, позволяющие отследить результаты учебной деятельности первоклассников.
В начале учебного года все учащиеся вторых классов выполняли комплексную диагностическую работу, проводимую региональным центром оценки качества образования. Комплексная диагностическая работа состояла из заданий, проверяющих уровень сформированности умений по всем основным предметам: математика, чтение, русский язык, окружающий мир. Результаты работы показали уровень сформированности метапредметных результатов, уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.
В среднем по городу 8% (163 чел.) второклассников показали низкий результат выполнения работы; 12% (255 чел.) продемонстрировали уровень выполнения работы ниже среднего; 22% (453 чел.) школьников набрали количество баллов, соответствующее среднему уровню выполнения. Почти у половины всех второклассников 45% на уровне выше среднего сформированы метапредметные результаты. И, наконец, высокий уровень выполнения работы показали 13% (264 чел.) учащихся.
Результаты выполнения работы показали, что второклассники испытывают затруднения в умении работать с информацией, сравнивать, обобщать, понимать смысл значения слова, что относится к познавательным универсальным учебным действиям, а также в умении соотносить цель и вид деятельности, что относится к регулятивным универсальным учебным действиям.
Результаты данной работы были обсуждены на совещании руководителей образовательных учреждений, на заседании методических объединений педагогов. Были выработаны конкретные действия педагогических коллективов по организации коррекционной работы.
С введением нового ФГОС возросло время пребывания детей в школе, поэтому большое внимание уделялось организации внеурочной деятельности. В настоящее время в школах преобладает занятость детей за счет дополнительного образования самих общеобразовательных учреждений, чуть меньше распространено сотрудничество с учреждениями дополнительного образования и культуры. На базе образовательных учреждений организовывалась деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных объединений, клубов, кружков.
Внеурочная деятельность была организована по 5 направлениям.
В конце учебного года в образовательных учреждениях были проведены смотры, конкурсы, соревнования, презентации, представления, выставки, на которых учащиеся демонстрировали результаты своей деятельности.
Итоговое оценивание первоклассников за год непосредственно зависит от интегральной критериальной оценки сформированности универсальных учебных действий, отражающейся в их «Портфолио – портфеле достижений». Учителями 1-х и 2-х классов заведены «Портфолио» на каждого ученика.
|