В целях предотвращения террористических актов в образовательных учреждениях, департаментом образования издан приказ от 12.09.2005 года № 853 «Об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений г. Южно-Сахалинска».
Данным приказом утверждена Памятка руководителю образовательного учреждения по мерам безопасности при угрозе проведения террористических актов.
Содержание памятки направлено на организацию профилактической разъяснительной работы в педагогических коллективах и на выработку навыков поведения учащихся в чрезвычайных ситуациях:
Памятка
руководителю образовательного учреждения
по мерам безопасности при угрозе проведения
террористических актов.
Развитие человеческого общества никогда не было бесконфликтным. В отдельные моменты происходит резкое обострение накопленных противоречий. Социально-политические конфликты проявляются в виде массовых явлений: манифестаций, митингов, забастовок, а так же насильственных действий против органов власти со стороны оппозиционных политических сил, или незаконных структур (формирований).
Часто подобного рода события сопровождаются захватом заложников. Захват может произойти в транспорте, жилье, в учреждении. Соблюдая некоторые рекомендации, вы сможете сохранить свою жизнь и здоровье.
В целях реализации мер по усилению общественной безопасности, защиты детей от терроризма и обеспечению надежной охраны образовательных учреждений руководителю образовательного учреждения необходимо:
- взять под личный контроль организацию антитеррористической и
противодиверсионной защиты учреждения;
- проводить среди учащихся и преподавательского состава разъяснительную работу, направленную на повышение организованности и бдительности, готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, укрепление взаимодействия с правоохранительными органами;
- при обнаружении взрывчатых веществ (устройств), радиоактивных, химических и предметов представляющих опасность для детей, а так же подозрительных предметов:
а) немедленно доложить дежурному органа внутренних дел (на службу «02»);
б) организовать эвакуацию учащихся (детей) в безопасную зону;
в) принять меры к оцеплению опасной зоны, недопущению в нее людей;
г) по прибытии оперативной группы действовать в соответствии с ее указаниями.
С целью исключения проникновения посторонних лиц в образовательное учреждение возникает необходимость руководителям принимать дополнительные меры по обеспечению безопасности учащихся и сотрудников :
- не допускать в образовательное учреждение посторонних лиц;
- обеспечить охрану образовательного учреждения ,где нет постоянной охраны, организовать дежурство преподавательского и обслуживающего персонала;
- ежедневно проводить проверку подвалов, чердаков и держать их закрытыми на замок, состояния ограждения территории;
- с началом занятий и по их окончании входные двери содержать в закрытом состоянии;
- не допускать стоянку автотранспорта на территории образовательного учреждения;
- обеспечивать своевременный вывоз твердых бытовых отходов;
- контролировать освещенность территории образовательного учреждения в темное время суток;
- проверять наличие и исправность средств пожаротушения и их готовность к использованию,
- проводить тренировки по эвакуации людей из здания образовательного учреждения;
- иметь в образовательном учреждении план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- постоянно уточнять схему оповещения сотрудников образовательного учреждения; - знать телефоны отдела внутренних дел, противопожарной службы, «скорой помощи» и аварийной бригады;
- обо всех чрезвычайных происшествиях немедленно сообщать в органы правопорядка и департамент образования.
Если вы попали в беду, помните: Вша цель - сохранить жизнь!
Если вы оказались заложниками помните:
поскорее возьмите себя в руки, не провоцируйте преступников к применению оружия, не допускайте истерик и паники, дышите глубоко и ровно;
не выражайте призрения к захватчикам, старайтесь установить с ним нормальные отношения;
выполняйте требования преступников;
не делайте резких движений, на всякое движение (сесть, встать, попить) спрашивайте разрешения;
нельзя в присутствии террористов выражать свое неудовольствие;
приготовьтесь переносить лишения, оскорбления и унижения;
не допускайте возникновения чувства жалости и смятения;
находите себе какое-либо занятие, не думайте о плохом; не смотрите в глаза террористам;
не пытайтесь бежать, если нет уверенности в успехе.
Будьте внимательны! Постарайтесь запомнить приметы террористов:
одежду, имена, клички, татуировки, особенности речи, оружие.
Помните, получив сообщение о вашем захвате, спецслужбы уже начали действовать. Во время освобождения категорически запрещается выбегать на встречу сотрудникам спецслужб, так как вас могут принять за преступника.
Если вы поняли, что начался штурм :
лежите на полу лицом в низ, закройте глаза, голову закройте руками и не двигайтесь;
если есть возможность, держитесь подальше от окон, дверных проемов, проходов, лестниц;
выберите место за укрытием, выполняйте требования работников спецслужб.;
ждите пока сотрудники специальных подразделений не выведут вас из здания.
Действия при захвате самолета (автобуса)
осмотрите салон и определите места возможного укрытия;
снимите ювелирные украшения;
не передвигайтесь по салону;
не открывайте сумки без разрешения террористов;
при начале штурма ложитесь на пол между креслами и оставайтесь там до его окончания.
не привлекайте к себе внимание террористов;
Действия при стрельбе на улице.
при перестрелке лягте и осмотритесь;
проберитесь в ближайшее укрытие (подъезд дома, подземный переход и т.д.);
запрещается подниматься в полный рост;
запрещается укрываться в автомобиле, металл автомобиля тонкий, а горючее взрывоопасно.
Действия при перестрелке в доме.
Задвиньте палкой, шваброй или за нижний край шторы на окнах;
отойдите от окон;
передвигайтесь по квартире, нагнувшись или ползком;
укройтесь в ванной комнате.
Действия при угрозе взрыва.
Не предпринимайте самостоятельно никаких действий с находкой или подозрительным предметом- это может оказаться взрывоопасным устройством, привести к взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям;
не прикасайтесь к подозрительным предметам (пакет, сумка, сверток, игрушка и др.);
зафиксируйте время обнаружения находки;
сообщите в милицию;
постарайтесь сделать так, чтобы люди отошли, как можно дальше от опасной находки;
держитесь в стороне от окон, зеркал, светильников;
на улице отбегайте от зданий, столбов, линий электропередач.
Действия лиц, оказавшихся под завалом.
- Необходимо определить свободное место, в которое вы могли бы переместиться;
- по возможности, если под рукой есть обломки стола, парты, постараться укрепить то , что над вами находится, и ждать;
- не нужно предпринимать попыток самостоятельно выбраться из под завала.. Разбор завалов по общему правилу производится сверху-вниз;
- при разборе завалов каждый час устанавливается минута молчания. Когда перестали работать различные механизмы, необходимо громко кричать, заявлять о себе.
Действия при получении подозрительного письма по почте.
- Не вскрывать конверт;
- положить его в пластиковый пакет;
- положить туда же лежащие в непосредственной близости с письмом предметы.
Действия при получении подозрительной почты в отношении сибирской язвы:
- Не брать в руки подозрительное письмо или бандероль;
- сообщить об этом факте руководителю учреждения, который немедленно свяжется с соответствующими службами;
- убедиться, что поврежденная или подозрительная почта отделена от других писем и бандеролей и ближайшая к ней поверхность ограничена;
- убедиться, что все те, кто трогал письмо (бандероль), вымыли руки с водой и мылом.
- руководитель учреждения должен оповестить органы санитарного надзора и здравоохранения, назначить ответственного, отвечающего за данную чрезвычайную ситуацию;
Действия при длительном нахождении в заложниках:
- Не допускайте возникновения чувства жалости, смятения и замешательства. Мысленно подготовьте себя к будущим испытаниям. Сохраняйте умственную активность.
- Избегайте возникновения чувства отчаяния, используйте для этого внутренние ресурсы самоубеждения.
- Думайте и вспоминайте о приятных вещах. Помните, что шансы на освобождение со временем возрастают. Будьте, уверены, что сейчас делается все возможное для Вашего скорейшего освобождения.
- Постоянно находите себе какое-либо занятие (физические упражнения, чтение, жизненные воспоминания и т.д.). Установите суточный график физической и интеллектуальной деятельности, выполняйте дела в строгом методическом порядке.
- Для поддержания сил ешьте все, что дают, даже если пища не нравится и не вызывает аппетита. Отдайте себе отчет в том, что потеря аппетита, и веса являются нормальными явлением в подобной экстремальной ситуации.
Поведение на допросе:
- На вопросы отвечайте кратко. Более свободно и пространно разговаривайте на несущественные общие темы, но будьте осторожны, когда затрагиваются важные государственные или личные вопросы.
- Внимательно контролируйте свое поведение и ответы. Не допускайте заявлений, которые сейчас или в последующем могут повредить Вам или другим людям.
- Оставайтесь вежливым, тактичным при любых обстоятельствах. Контролируйте свое настроение.
- Будьте осторожны, в отношении разыгрывания "синдрома Стокгольма"; не принимайте сторону похитителей, не выражайте активно им свои симпатии и приверженность их идеалам.
- В случае принуждения выразить поддержку требованиям террористов (письменно, в звуко- или видеозаписи) укажите, что они исходят от похитителей. Избегайте призывов и заявлений от своего имени.
На улицах, в транспорте, подъездах и дворах, в учебных заведениях и организациях мы должны быть внимательны и осмотрительны.
Помните, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность.
|